Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Волгоградская область, г. Котово, ул. Мира 122
Наш адрес
+7 (84455) 4-53-82
Приемная

Информация о реализации закона О защите прав потребителей на территории Котовского муниципального района

31.10.2017

Информация о реализации закона О защите прав потребителей на территории Котовского муниципального района

ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» НА ТЕРРИТОРИИ КОТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В силу ст. 44 Закона " О защите прав потребителей" каждый гражданин имеет право обратиться в органы местного самоуправления за защитой своих потребительских прав в случае их нарушения недобросовестным продавцом (изготовителем, исполнителем).

В начале 90-х годов, в период перехода к рыночной экономике, российский потребительский рынок был пуст, чем не преминули воспользоваться новоявленные коммерсанты, поставляющие китайский ширпотреб, бытовую технику, импортные продукты питания в красочных упаковках, но с истекшим сроком годности. Государство, к сожалению, в те годы еще не выработало законодательных мер по защите прав потребителей в условиях рыночной экономики и не могло адекватно реагировать на изменения, происходящие на рынке продукции и услуг. Права потребителей защищались на основе общих норм гражданского права и ведомственных нормативных актов, в то время как закона, регулирующего соответствующие отношения, равно как и органов , наделенных специальными полномочиями в данной области, не существовало. А потребитель нуждался в защите. Уровень его защищенности как основного участника потребительского рынка был очень низок. Более того, не было и реальных средств защиты граждан, поскольку отношения, складывающиеся между потребителем и продавцом, явилось новыми и отличались особым характером.

Сложившаяся ситуация была крайне негативной. Чтобы исправить положение, Верховный Совет РФ принял 7 февраля 1992 года Закон "О защите прав потребителей". Глава 4 этого закона была посвящена государственной и общественной защите прав потребителей. В субъектах РФ стали образовываться при местных администрациях подразделения (отделы), осуществляющие полномочия. Органы местного самоуправления (ОМС) не входят, как известно, в систему органов государственной власти и наделены правом по своему усмотрению решать вопросы местного значения, в том числе и защиты прав потребителей на территории соответствующего муниципального образования.

В Котовском муниципальном районе отдел по защите прав потребителей при администрации был создан 20 октября1992 года.

 Нет сомнений в том, что законодательное закрепление этого права в феврале 1992 году явилось прогрессивным и весьма важным событием  для обеспечения защиты прав потребителей со стороны местных органов власти.

Основным направлением деятельности отдела по предпринимательству, управлению имуществом и защите прав потребителей администрации Котовского муниципального района является защита прав граждан в досудебном порядке, представительство их интересов в судах, урегулирование споров, содействие при реализации прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, на просвещение в области защиты прав потребителей.

Время показало, что создание таких органов полностью себя оправдало. Состояние потребительского рынка стабилизируется  и, несомненно, большую роль в этом сыграли именно ОМС, защищающие права потребителей. С прилавков магазинов постепенно исчезают некачественные товары неизвестного производства, изготовители, исполнители соревнуются между собой за качество производимой продукции с целью побуждения потребителей к приобретению именно их товара (работ, услуг). Каждый человек может получить реальную защиту своих потребительских прав в случае нарушения со стороны продавцов, причем как самостоятельно, так и при помощи специализированных органов.

Деятельность ОМС, осуществляющих защиту прав потребителей, имеет особую общественную значимость.

Администрация района - это тот орган управления, в который может обратиться любой житель по интересующему его вопросу, так как основной целью его деятельности является обеспечение нормальных условий для жизни всего населения. Нарушение прав потребителей, незнание самих граждан относительно того, что "положено" по Закону, и что, "не положено", порождают множество вопросов по поводу восстановления нарушенных прав, процедуры предъявления претензий, исков, возмещения морального и материального ущерба, причиненного продавцами.

Поэтому,  специалистами нашего отдела ведется работа по разъяснению законодательства как на личных примерах, так и по телефону, что позволяет более эффективно оказывать помощь гражданам, оказавшимся в затруднительном положении.

Исходя из статистики, основное количество поступивших от граждан в отдел заявлений носят устный характер. Так, за 9 месяцев текущего года зарегистрировано 285 обращений, составлено 70 претензий.

Незаменимо и участие отдела в досудебном урегулировании споров между потребителями и продавцами. Несмотря на то, что обязательность досудебного порядка урегулирования споров в Законе не предусмотрена, его значение не следует преуменьшать. Очень часто потребитель не в силах доказать правоту самостоятельно. В этом случае работники отдела стараются объяснить недобросовестному продавцу, что в его интересах удовлетворить законные требования потребителя, не доводя дело до суда.

Пример из последних сложившихся ситуаций:

Так, на территории автовокзала в г. Котово в кассе ООО «Вокзал Плюс», гражданка Ж.  приобрела для своей дочери. посадочный талон по маршруту Котово-Волгоград, дата выезда 26.09.2017 г., время отправления 4-30 ч.

В посадочном талоне было указано место отправления - остановка «Больница» в г. Котово, время отправления 4-15 ч. Соответственно, на остановку дочь гражданки Ж. прибыла в 4-05 ч. и, прождав транспортное средство до 4-45 ч., была вынуждена самостоятельно добираться до кассы ООО «Вокзал Плюс», однако касса была закрыта. На остановке, около кассы пассажиры отсутствовали.

В связи с тем, что у дочери гражданки Ж. был авиабилет на рейс  Аэрофлота на 26.09.2017 г., время вылета 13.00 ч. (девушка должна была вылететь в Москву на курсы повышения квалификации) , во времени она была резко ограничена, поэтому из –за отсутствия перевозчика, ей пришлось  воспользоваться услугами такси в виде частного извоза, чтобы добраться до ближайшей автостанции в г. Камышин, а оттуда в Волгоград на самолет.

В соответствии со ст. 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

гражданка Ж. обратилась с требованием о  расторжения договора к исполнителю, однако  в кассе перед потребителем захлопнули окно, деньги за билет не вернули и посоветовали жаловаться куда угодно.

То есть, исполнитель отказался удовлетворить претензию и потребитель обратился в наш отдел за защитой своих прав.

Специалистам отдела пришлось разыскивать индивидуального предпринимателя, оказывающего транспортные услуги  ( он зарегистрирован в г. Калач-на-Дону) и разъяснять, что в случае отказа в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, ему придется возвратить не только стоимость билета, но и выплатить неустойку, компенсировать моральный вред, а также заплатить штраф в размере 50% от цены иска. Такое объяснение образумило исполнителя, и конфликт был урегулирован. Потребителю в досудебном порядке возмещены  стоимость билета, стоимость услуг такси до г. Камышин и моральный вред.

Об эффективности досудебного порядка урегулирования споров свидетельствуют и статистические данные, за 9 месяцев текущего года, благодаря работе отдела по предпринимательству, управлению имуществом и защите прав потребителей администрации  Котовского муниципального района в досудебном порядке было возвращено гражданам в порядке компенсации 364,3 тыс.рублей.

Но не все конфликты удается разрешить в досудебной стадии.

Ст. 44 Закона наделила ОМС правом обращаться в суды в целях защиты прав потребителей. За отчетный период. в мировой суд Котовского района было направлено 5  исковых заявлений, из них 2 иска удовлетворены, по 3-м заключено мировое соглашение. В результате судебных заседаний судом присуждено средств в пользу потребителей : материальный ущерб 57,0 тыс. рублей, неустойка 37,9 тыс. рублей,  моральный вред 27,0 тыс. рублей, штраф в пользу потребителей 173, 0 тыс. рублей.

Наибольшее количество нарушений прав потребителей выявляется в сферах, представляющих интерес для человека: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, а также услуги транспорта, связи. коммунальные услуги. Поэтому данные направления в защите потребительских прав считаются приоритетными. Значение ОМС, осуществляющих защиту прав потребителей, заключается и в том, что помощь гражданам, обращающимся за защитой нарушенных прав, оказывается на безвозмездной основе, а это является значительным фактором для широкого круга населенияКоличество обращений в органы по защите прав потребителей с каждым годом увеличивается. Как расценить это обстоятельство? С одной стороны, это вроде бы не положительный показатель. С другой стороны, они свидетельствуют что потребитель стал более активен, проявляет больший интерес к качеству тех товаров (работ, услуг), которые ему предлагаются, перестал боятся бюрократизма со стороны органов власти. Обращаться за защитой своих прав в случае их нарушения со стороны недобросовестных продавцов стало в настоящее время нормой, и свидетельствует о повышении общего уровня правовой грамотности населения. Главную роль в этом сыграли именно органы по защите прав потребителей при местных администрациях, поскольку именно им приходится решать более 80% потребительских проблем и реализовывать в жизнь право граждан на информацию и просвещение в данной области, посредством привлечения средств массовой информации, пропаганды и систематического освещения вопросов защиты прав потребителей. В текущем году до сведения потребителей было доведено с помощью средств массовой информации 19 информационных материалов, проведено 10 совещаний с хозяйствующими субъектами.

За период с 1992 года по сегодняшний день неоднократно менялось штатное расписание, а вместе с ним наименование, положение об отделе и должностные обязанности специалистов. Однако, неизменным осталось, то что в нем по мимо прочих обязанностей,  всегда  оказывали и продолжают оказывать помощь потребителям.


Возврат к списку